Методические рекомендации «Экскурсия как форма обучения дошкольников»

экскурсии дошкольников

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям.

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

  • по содержанию;
  • по составу участников;
  • по месту проведения;
  • по способу передвижения
  • по форме проведения.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

  • исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
  • военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
  • производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
  • природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
  • искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи и выставочные залы;
  • литературные;
  • архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города. Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро
    пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

  • городские (обзорные и тематические);
  • заочные (видеосюжеты);
  • загородные (автобусные и пешеходные);
  • музейные

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • учебные;
  • экскурсии – прогулки.

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим.

Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приемов, организацию разнообразной деятельности детей.

Структура экскурсии:

  • вводная беседа;
  • коллективное наблюдение;
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • сбор материала; — игры детей с собранным материалом;
  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:

  • заранее найти место (куда? зачем?);
  • что рассказать, с чем познакомить;
  • продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км в один конец, или несколько метров, если дети маленькие);
  • экскурсия с помощником (помощник воспитателя, старший воспитатель, второй педагог, родитель).

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей.

Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к
ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания.

Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:

  • показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;
  • использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;
  • шутки и юмор;
  • вопрос-ответ.

Основные методические приемы проведения экскурсий:

  • элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);
  • исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»);
  • задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у пихты и ели, угостить животного и т.д.)

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,
устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии.

Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

  • соответствие содержания интересам детей;
  • определить количество детей;
  • направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);
  • не должна носить характер урока, формального обучения. тщательная подготовка педагога;
  • заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;
  • после экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую
  • игру, нарисовать свои впечатления;
  • число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:

  • научная достоверность;
  • систематичность;
  • доступность;
  • конкретность знаний;
  • воспитывающий характер знаний.

Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с
окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику ее проведения.

Краткие рекомендации для воспитателей, которые помогут успешно спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного возраста:

  • предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения;
  • получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте;
  • согласуйте время посещения;
  • осмотрите место экскурсии на предмет безопасности;- выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды;
  • сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.);
  • напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным);
  • предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии;
  • поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ;
  • в день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»;
  • обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону);
  • проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию;
  • возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь;
  • чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приемы;
  • прибыв на место экскурсии, еще раз напомните детям о цели, дайте имт осмотреться;
  • в заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия;
  • проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь;
  • по возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят ребенку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения;
    — обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат.

Если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям ваша экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и
интересной!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *