Как создать и использовать мини-музей в ДОУ? Как выбрать тему?

Ребенок

Организации в детском саду мини-музея, посвященному определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода систематического подхода. Этот метод активно используется в программах ТРИЗ и РТВ и подробно описан А.М. Страунинг в пособии «Методы активации мышления дошкольников».

Системный подход или использование системного оператора, несмотря на сложную терминологию, вполне доступен для понимания и применения дошкольниками и заключается в следующем. (приведенное описание метода имеет специфический язык и рассчитано на взрослых. Пример работы с детьми будет приведен ниже).

Рассматриваемый нами объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек (3х3). Этот объект мы называем система.

  • Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте. (Дерево в лесу, конструктор на полке, платье в шкафу т.д.) Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).
  • Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д., в хлебе – корочка, мякиш; в машине – мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т.д.)
    Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистемой» (3). Таким образом мы рассмотрели центральный  столбец (1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения, об
    интересующем нас объекте. Далее проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
  • Ячейка 4 рассказывает о том, что являла система в прошлом, чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? (Прошлое системы).
  • Будущее системы рассматривается в 5 ячейке. Что произойдет с этим объектом? (Будущее системы). Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.
  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнезда с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходящих с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. Тоже яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно так же система рассматривается в будущем – ее надсистема и подсистема (8,9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?
6 2 8
4 1 5
7 3 9

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

  • Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.
  • Сосистема – друзья объекта.
  • Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, ровно, как и объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Более философски звучит утверждение: «Солнцу – как космическому объекту – все
    равно, есть ли жизнь на земле, или же она безжизненна».

М.С. Гафитулин (г. Жуковский) так изложил принцип системного оператора в шутливом стихотворении:

Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то,
Это что-то из чего-то,
Это Что-то – часть чего-то.
Чем-то было раньше что-то
Чем-то будет это что-то.
Есть противники у что-то,
Много есть друзей у что-то.
Все нейтральное у что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
На экранах рассмотри.

В нашем случае последняя строка может звучать так: «И в музее рассмотри».
А теперь проиллюстрируем работу системного оператора на более конкретном примере и выясним, как эта работа проводится с детьми.

Допустим, в группе решено создать мини-музей чашки. (В рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром можно проводить целую серию таких занятий, посвященных обычным и хорошо знакомым детям предметам. Ее можно, к примеру, назвать «Необычное в обычном» или «Секреты и тайны старых знакомых»).

  1. Система – чашка. В мини-музее изображение чашки может стать композиционным центром, сразу привлекающим к себе внимание. (Панно с аппликацией из бумаги, ткани и других материалов.) Подойдет и большая чашка из папье-маше. Таким образом мы выделяем главного «героя» музея – чашку.
  2. Надсистема. Чашка – часть сервиза. Значит в мини-музее мы поместим иллюстрацию этого сервиза или настоящий кукольный сервиз. Здесь могут быть представлены иллюстрации, расширяющие представления детей о том, где могут храниться чашки. (Например, обычные, которыми мы пользуемся ежедневно, стоят в посудном шкафу на кухне, дорогие сервизы – в гостиной комнате, на полках красивого серванта. Уникальные, редкие чашки
    хранятся в музейных витринах за стеклом.)
  3. Подсистема предусматривает рассмотрение частей, из которых состоит чашка. Этот раздел может быть представлен коллекцией чашек разной формы и конфигурации: чашки с одной ручкой, с двумя, без ручек, округлые, конусообразные, кофейные чашки на ножке и т.д.
  4. 5,6. Система в прошлом. В этом разделе можно рассматривать прошлое чашки по двум позициям.
    • Материалы, из которых изготавливают чашки, могут быть представлены в прозрачных пластиковых емкостях: песок, глина, кусочки пластмассы, кусочки дерева.
    • История возникновения чашки: иллюстрации с изображением жизни наших предков в разные исторические периоды. Первобытнообщинный – глиняная посуда, древние славяне – деревянные кубки. Племена других народностей – раковины, рога животных и т.д.

7,8,9. Система в будущем. Здесь могут быть самые различные экспонаты.

  • Треснутая чашка или ее осколки (для безопасности их лучше держать в прозрачной пластиковой коробочке) послужат темой для разговора о правилах аккуратного пользования вещами. Можно поговорить с детьми и о том, каких мер предосторожности требуют чашки, изготовленные из разных материалов, показать способы починки испорченной вещи, либо варианты ее вторичного использования. Например, треснутые глиняные чашки могут служить вазой для сухих цветочных композиций, а из осколков толстых фарфоровых чашек нередко составляют мозаичную композицию. Осколки служат и дренажной основой для цветочных горшков. При сжигании остатков деревянной посуды выделяется тепло.
  • В качестве будущего системы можно рассмотреть и возможные варианты нового дизайна чашки. Это хороший способ развития творческого воображения и изобретательской деятельности.

Метод фокальных объектов, используемый в программах ТРИЗ и РТВ, помогает дошкольникам легко овладеть приемами создания новых и необычных предметов. Для этого детям предлагается назвать один или два предмета и подобрать к ним определения. Например

Кошка – пушистая, мяукающая, хвостатая, полосатая.

Определения, подобранные к новым словам, переносим на наш предмет – чашку. Обсуждаем, что бы могло означать подобное словосочетание. Например: «пушистая чашка». Может быть, для нее сшит мягкий пушистый чехольчик, чтобы чай не остывал? А мяукающая? Наверно, когда ее забывают помыть, она начинает противно мяукать. Есть ли у чашки хвост? На эту роль вполне может подойти ее ручка. Еще варианты: на чашке нарисована кошка, а ручка сделана в виде хвоста. Если использовать такие упражнения в повседневной жизни группы, то у детей не будет сложностей с придумыванием новых предметов и их нестандартным использованием. Таким образом, при создании мини-музея очень удобно применять метод
системного оператора. Он позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон. Можно сказать, что мини-музей и есть видоизмененная, объемная таблица системного оператора.

Цели и задачи мини-музея

  1. Реализация направления «Музейная педагогика».
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представления о музее.
  5. Расширение кругозора дошкольников.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Где расположить мини-музей

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте.

Групповое помещение

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр,
пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение минимузея в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевалка

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Недостатки – те же.

Помещения для дополнительных занятий, студии

С одной стороны, помещения для дополнительных занятий идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев, например, в изостудии, на первый взгляд, вполне уместен мини-музей образцов какого-нибудь вида декоративно — прикладного искусства: дымки, гжели, городца. Но любая изостудия и так насыщена предметами такого рода. И для того, чтобы музей не сливался с общим фоном, выделялся и привлекал внимание детей, педагогу необходимо проявить большие дизайнерские способности.

Холлы

В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случаются, пропадают).

Как оформить мини-музей

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы стенды, столики разной величины, тумбы.

Горизонтальные и вертикальные поверхности

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача — показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной
плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более
подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • размещение материала на настенных полочках;
  • использование ширм;
  • использование стендов;
  • использование мобиле;
  • размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. При использовании стационарных полочек смена экспозиции мини-музея проходит не так заметно для ребенка, как при использовании стендов, которые могут отличаться по форме, цвету, расположению. А этот факт играет немаловажную роль: мы уже упоминали о том, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.

Стенды используются для размещения иллюстрированной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие, объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами. Например, повесить мобиле, временную спираль (описание в разделе «Мини-музей измерений»), гирлянды и т.д.

Как сделать и где разместить стенды

Для изготовления стенда потребуются листы картона от упаковочных коробок, мешковина, рогожа, лен или другая ткань однотонного цвета, клей ПВА, макетный нож. Лучше всего смотрятся стенды на мешковине или бортовке. На картоне предварительно раскладывают экспонаты и определяют размер и форму заготовки. Это могут быть квадраты, круги, прямоугольники.
Иногда лучше всего подходят фигуры неправильной формы. Заготовку вырезают макетным ножом, густо смазывают клеем, накладывают мешковину и разглаживают неровности. Края мешковины обрезают по периметру, оставляя 4-5 сантиметров для подгиба края на изнаночную сторону стенда. Края нельзя подклеивать до тех пор, пока не приклеится лицевая сторона. Нужно иметь в виду, что упаковочный картон от влаги может выгибаться. Поэтому нужно положить заготовку на некоторое время под пресс. В детском саду для этой цели можно найти неожиданный вариант: например, положить заготовку под
ковер, на котором играют дети. Тяжесть ковра и вес играющих на нем детей прекрасно справляются с ролью пресса. А если педагог изготавливает стенд вместе с детьми, то они с особым удовольствием разворачивают игру именно в нужном месте. Когда заготовка подсохнет, ее края подгибают и подклеивают. Края мешковины (ткани) можно инее подгибать. В этом случае ткань обрезают под край, а контур оформляют нарядной тесьмой, декоративным шнуром или обычной бичевой. Особую нарядность стендам из мешковины придают элементы из ситцевой ткани. Такой вариант очень оживил, например, наш «Музей народной куклы». Крепить экспонаты к стенду можно при помощи клеевого пистолета. Можно и просто их пришить. (Картон легко протыкается обычной швейной иглой).

Обойтись без дрели и ненужных отверстий в стене при закреплении стендов помогут декоративные панели. Если между панелями натянуть тонкие ленты, тесьму, на такой стене можно крепить и детские работы, и декоративные элементы. Стенды подвешиваются на тонкой леске, на нужной высоте, по аналогии с картинами в художественных музеях. Этот способ изготовления стендов и размещения их на стенах позволяет педагогам в одном и том же уголке создавать мини-музеи в совершенно разных стилях. К вертикальным приемам оформления относятся также вазы с раскидистыми ветками. К
последним можно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками или заданиями. Композиции получаются очень воздушными и стимулируют детей к действиям. (Детям нравится перебирать и
рассматривать подвешенные предметы и картинки). Вазы можно изготовить и оформить в соответствии с темой музея. Техники, используемые в оформлении: аппликация по ткани, из бумаги; лоскутная техника; декупаж; мобиле, оригами,
изготовление макетов и муляжей.

Как использовать в работе с детьми и родителями

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

  1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько под тем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно
    рассмотреть сразу несколько тем.
  2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об
    этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т.д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается совсем немного. Воспитатель не
    отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предложения сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем
    посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
  3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей,
    то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

  • Любой объект (система) не существует сам по себе, он всегда является частью чего-то или находится в каком-то специальном месте (Дерево в лесу, конструктор на полке, платье в шкафу т.д.) Это место, в котором находится объект и частью которого он является, называется «Надсистема» (2).
  • Объект (система) зачастую неоднороден по своей сути. Он состоит из каких-то частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д., в хлебе – корочка, мякиш; в машине – мотор, кабина, кузов, руль, колеса и т.д.)
    Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистемой» (3). Таким образом мы рассмотрели центральный столбец (1, 2, 3) нашей таблицы, что уже позволило получить некоторые сведения об
    интересующем нас объекте. Далее проанализируем центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.
  • Ячейка 4 рассказывает о том, что являла система в прошлом, чем была чашка до того, как стала чашкой? Чем была елочка до того, как стала елочкой? («Прошлое системы»).
  • Будущее системы рассматривается в 5 ячейке. Что произойдет с этим объектом? («Будущее системы».) Мы рассмотрели объект по ряду позиций и уже получили нем разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.
  • Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что и у нее есть собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнезда с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходящих с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.
  • Любая система в прошлом также имела свои составляющие. Тоже яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.
  • Точно так же система рассматривается в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?
6 2 8
4 1 5
7 3 9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *