Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям.
Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
- по содержанию;
- по составу участников;
- по месту проведения;
- по способу передвижения
- по форме проведения.
В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
- природоведческие — по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи и выставочные залы;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные — с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города. Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро
пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.
По месту проведения экскурсии подразделяются на:
- городские (обзорные и тематические);
- заочные (видеосюжеты);
- загородные (автобусные и пешеходные);
- музейные
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- учебные;
- экскурсии – прогулки.
Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим.
Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приемов, организацию разнообразной деятельности детей.
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала; — игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:
- заранее найти место (куда? зачем?);
- что рассказать, с чем познакомить;
- продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км в один конец, или несколько метров, если дети маленькие);
- экскурсия с помощником (помощник воспитателя, старший воспитатель, второй педагог, родитель).
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей.
Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к
ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания.
Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.
Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:
- показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;
- использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;
- шутки и юмор;
- вопрос-ответ.
Основные методические приемы проведения экскурсий:
- элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);
- исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Наша армия родная»);
- задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у пихты и ели, угостить животного и т.д.)
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,
устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии.
Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице. Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Требования к методам организации и проведения экскурсий:
- соответствие содержания интересам детей;
- определить количество детей;
- направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);
- не должна носить характер урока, формального обучения. тщательная подготовка педагога;
- заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;
- после экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую
- игру, нарисовать свои впечатления;
- число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.
Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:
- научная достоверность;
- систематичность;
- доступность;
- конкретность знаний;
- воспитывающий характер знаний.
Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с
окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику ее проведения.
Краткие рекомендации для воспитателей, которые помогут успешно спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного возраста:
- предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения;
- получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте;
- согласуйте время посещения;
- осмотрите место экскурсии на предмет безопасности;- выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды;
- сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.);
- напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным);
- предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии;
- поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ;
- в день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»;
- обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону);
- проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию;
- возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь;
- чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приемы;
- прибыв на место экскурсии, еще раз напомните детям о цели, дайте имт осмотреться;
- в заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия;
- проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь;
- по возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят ребенку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения;
— обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат.
Если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям ваша экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и
интересной!