Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Успешный первоклассник»

Успешный первоклассник

«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А. Сухомлинский).

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования) делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров (они не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями ребенка).

Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят и от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (далее — УУД), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам.

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки универсальных учебных действий:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные.

Личностные предпосылки УУД – это формирование «внутренней позиции школьника»; эмоциональное и мотивационное развитие; представление о себе, самооценка; пониманием моральных норм и правил, а так же организация своего поведения согласно им; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Для формирования личностных ориентиров у детей (будущих первоклассников) родителям важно обратить внимание:

  • На самоопределение и внутреннюю позицию будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение.
    Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.
  • На способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормам;
  • Способности оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм и правил, обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе;
  • Умение осознавать свои возможности, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование адекватной самооценки;
  • Способности учитывать чужую точку зрения, способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность;
  • Способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты. Уметь
    выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Для формирования предпосылок личностных УУД можно предложить ребенку следующие задания:

Предложите ребенку поучаствовать в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров, дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения, активно осваивают «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений).

Совместно с ребенком оценивайте добрые положительные поступки детей. Соотнесение их с этическими принципами происходит в процессе беседы. Эмоциональный настрой поддерживают беседы, рассказы родителей о своей учебе и любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами, рассматривание картин на школьную тематику. Чтение художественной литературы с обсуждением о школьной жизни, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.

Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах, не стоит постоянно беспокоится за ребенка, стремится полностью оберегать его от всевозможных трудностей и не старайтесь сами делать все за него.

Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений и постоянно поощряйте его за самостоятельно выполненную работу, даже если не все получилось хорошо, главное обратить внимание на старание ребенка, на проявление инициативы и самостоятельности, создавайте ребенку ситуацию успеха.

Для повышения самооценки ребенку предлагается оценить свою работу, свои достижения, пусть ребенок сам определит, что у него хорошо получается, а над чем стоит еще поработать.

Для формирования способности оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм и правил можно предложить ребенку обсудить, высказать свое мнение к предложенной ситуации, например:
Все трудятся (убирают игрушки, делают зарядку, моют руки), а один ребенок сидит без дела. Расскажи свое отношение к этой ситуации. Все дети играют с игрушками, а один сидит без игрушек. Твой друг плачет, чем-то расстроен. Как ты поступишь?

Упражнение «Назови свои сильные стороны»

Цель: Развитие у ребенка умения думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.
Ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе и то что дает ему чувство уверенности. Важно чтобы ребенок говорил прямо, не умоляя своих достоинств. Старайтесь чтобы ребенок как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если».

Упражнение «Найди себя»

Цель: Самораскрытие ребенка, работа с образом «Я».
Предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т.д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем-то похож на меня, чем-то мне близок, который нравится. Придумать и рассказать историю, сказку, притчу об этом персонаже.
Если ваш ребенок испытывает в чем-то трудности, предложите ему совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями», побеседуйте с ребенком, найдите пути решения преодоления трудностей, пусть он попробует придумать их сам. После беседы предложите совместно нарисовать эти способы.
Совместное рисование способствует развитию уверенности в себе. Регулятивные предпосылки УУД – обеспечивают организацию своей деятельности. Это понимание цели выполняемого действия, задания, прогнозирование планирование, контроль, коррекция и оценка своей деятельности. Это еще и волевая саморегуляция – способность подчинять свои
действия требуемой ситуацией, правилом, способность к волевому усилию и преодолению препятствий.
Какими же способами можно сформировать регулятивные универсальные действия? На ступени предшкольного образования развитие регулятивных УУД связано с формированием произвольности поведения, развитием способности контролировать и оценивать свои действия.
Развитию способности контролировать и оценивать свои действия и действия сверстников способствуют игры под общим названием «Контролер» (предложены Т.И. Бабаевой). В этих играх ребенку необходимо сначала запомнить ряд требований и правил, а затем, ориентируясь на них, выполнить контрольно-проверочные действия. Один из вариантов игр такого рода — игра «На фабрике».

Игра «На фабрике»
Цель: Развитие способности контролировать и оценивать свои действия и действия сверстников.
На обувной фабрике шьют тапочки, их нужно быстро подобрать по парам и разложить по соответствующим коробкам.
Для, игры заранее из плотной бумаги изготавливают тапочки разных размеров и с разными узорами. Тапочки перемешивают между собой и предлагают ребенку сортировать продукцию. При этом он ориентируется на несколько признаков: размер тапочки, точное совпадение узоров пары.
В начале игры взрослый объясняет рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковые по размеру, затем из них подобрать пары, одинаковые по узору и проверить соответствие правой и левой ноге.
Особенно тщательно следует сравнивать узор: нельзя ограничиваться только общим сходством, нужно проверить соответствие цветовых сочетаний, количество деталей упора на двух тапочках, составляющих пару.
В зависимости от индивидуальных особенностей внимания и навыков самоконтроля могут быть использованы разные по сложности задания:

  • подбор пар при контрастных различиях в размерах и узорах;
  • подбор пар при незначительных различиях в размерах и узорах (узоры отличаются только отдельными деталями);
  • подбор пар, требующий по детального сравнения сложного узора.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук.
При этом в каждом наборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору тапочки (две левых, две правых). Это способствует концентрации внимания и обеспечивает осознание контрольных действий, выполняемых ребенком.
После того как пары будут подобраны, ребёнок раскладывает тапочки в соответствующие по размеру коробки (кладет на цветные прямоугольники разных размеров). Предварительно нужно позаботиться о том, чтобы не было полного соответствия коробок и тапочек, но размеру и количеству. Наличие лишних и не подходящих по размеру коробок стимулирует более внимательное и осознанное выполнение задания, так как ребенок, формально принявший условия игры, считает, что главное — заполнить все коробки.
Можно включать в игру словесное описание ребёнком узора на тех тапочках, которые ему больше всего понравились. При этом ребенок не показывает, какую пару он описывает, участники игры должны выслушать и узнать ее по описанию. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются.

Игра «Чего не стало»
Цель: Развитие зрительной памяти.
На столе разложены картинки на любую тему: например, «Эмоции».
Ребёнок рассматривает их, затем закрывает глаза, а взрослый убирает одну картинку или меняет картинки местами. Ребёнок говорит, какой картинки не стало или что изменилось.

Игра «Пол – нос – потолок»
Цель: Развитие пространственного восприятия, произвольного внимания.
Взрослый произносит слова «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала делает правильно, а затем начинает путать ребёнка – говорить «пол», а показывать на нос. Ребёнок должен быть внимательными и не ошибаться.

Игра «Говори по сигналу»
Цель: Коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции.
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое «я».

Игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь»
Цель: Развитие умения действовать в уме по инструкции и составлять внутренний план действия.
Перед ребёнком находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Его просят смотреть на фигуру, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз»).

Игра «Назови число»
Цель: Формирование умения принять учебную задачу в полном объеме.
Родитель загадывает число, находящееся в пределах от 0 до 10, и сообщает некоторые его признаки. Ребёнок посредством дополнительных вопросов определяет это число и называет его.

Игра «Лови — не лови»
Цель: Развитие внимания, скорости обработки услышанной информации.
Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться «Мебель — не мебель». Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба — не рыба», «Транспорт — не транспорт», «Летает — не летает» и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить.
Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!
Примечание. Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.

Игра «Внимательный сыщик»
Цель: Развитие у ребёнка усидчивости, наблюдательности, умения действовать не спеша, контроль и самоконтроль.
Необходим небольшой лист бумаги с достаточно крупным текстом небольшого размера (для начала это может быть 1-2 строчки). Дайте ребёнку текстовый маркер или фломастер и расскажите ему сказочную историю, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква А надевала красное платье. Найди на страничке все буквы А и одень их в красное».
По мере освоения игры можно искать не одну букву, а сразу несколько разных. Если ребёнок уже достаточно большой, знает все буквы и может их писать, можно предложить ему переписать текст, вставляя вместо некоторых букв (например, «О» или «П») точки, чёрточки или что-то ещё. Только взрослым не стоит переоценивать возможности ребёнка (не давайте текст
большого размера и большое количество букв для поиска).

Игра «Сравнение предметов»
Цель: Развитие мыслительных операций.
У ребенка спрашивают: «Ты видел муху? А бабочку?» После предлагается их сравнить: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Пары слов для сравнения:

  1. МУХА И БАБОЧКА
  2. ДОМ И ИЗБУШКА
  3. СТОЛ И СТУЛЬЯ
  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ
  5. ВОДА И МОЛОКО
  6. ТОПОР И МОЛОТОК
  7. ПИАНИНО И СКРИПКА
  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА
  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
  10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Игра «10 отличий»
Хороший вариант игр картинок это «найди 10 отличий». Этот вариант можно усложнить. Сначала показать для запоминания одну картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Детям необходимо сказать, что изменилось.

Игра «Палочки»
Цель: развивать умение сохранять заданную цель.
Для этой игры понадобится 10-15 счетных палочек. Ведущий говорит: «Я покажу фигурку, сложенную из палочек, и через 1 -2 секунды накрою ее листом бумаги. За это время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить ее в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитайте свои ошибки. Фигуры — «звездочка», «снежинка», «елочка», морковка».

Срисовывание по клеточкам
Цель: Развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1×1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши (использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом). Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым
карандашом: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую
же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!».
Задание представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.
Познавательные предпосылки УУД – это операциональная сторона умения учиться. Это способность к поиску и выделению необходимой информации; моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей.

Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности — это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи — с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых
лежит сериация, нахождение закономерности. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей.

«Составление цифр и алфавита из полукруглых и прямых макарон»
Цель: Развитие эрудиции, смекалки, координацию движений, пространственной ориентации.
Предложите детям собирать буквы алфавита и цифры из сухих макарон полукруглой и прямой формы. Запоминание лучше происходит в игре.

Игра «На что это похоже?»
Цель: Развитие внимания и ассоциативного мышления.
Выберете любой предмет или игрушку, спросите у ребенка «На что это ещё похоже?» Например, утюг может напоминать пароход, гору, одну из моделей электрического чайника и др. Эта игра требует концентрации внимания и задатков творческого мышления, основанная на ассоциациях.

Игра «Четвертый лишний»
Цель: Развитие логического мышления дошкольника.
Разложите перед ребёнком игрушки (картинки), относящимися к одному общему понятию (например, чашка, блюдце, тарелка, сахарница, яблоко или береза, дуб, липа и ель), пусть ребёнок назовёт, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их одним общим словом (каким?), а какая из этих картинок лишняя (почему?).

Игра «Найди тайник»
Цель: Развитие логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Нарисуйте на листе бумаги план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»
Цель: Развитие воображения, фантазии, находчивости, сообразительности.
Взрослый предлагает ребенку поиграть без слов, загадывает простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку, который должен отгадать, что делают взрослый. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если ребёнок успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий, например, такую: проснулся, встал, умылся, позавтракал и т.д.

Игра «Угадай предмет»
Цель: Развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.
Взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где он находится, для чего предназначен, из какого материала сделан и т.д. Ребенок должен отгадать, что загадали. Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете. Отвечать нужно только «да» или «нет». В этом случае ребенок лучше научится выделять существенные признаки предмета.

«Игры с буквами»
Цель: Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению чтению
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит в этом слове. В том случае, если ребенок хорошо справляется с этим заданием, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, или в конце, или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Играть в нее можно по дороге в детский сад или магазин.

Игра «Я к вам пишу…»
Цель: Развитие фонематического слуха, подготовка к обучению чтению.
Если ребенок уже умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую мотивацию к обучению чтению. Для этого понадобится  магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы
потом он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть самым разнообразным: послание от любимого героя сказки, рассказ о том, где спрятан сюрприз для малыша, и т.д. Вначале письмо может быть коротким, из 2-3 простых слов, затем из 5-7. Для обучения дошкольника чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но в дальнейшем они научатся делать это самостоятельно.

Игра «Вопрос – ответ»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать.
Взрослый бросает, ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы: «Какое из животных больше – лошадь или собака? Утром люди завтракают. А вечером? Днём на улице светло, а ночью? Небо голубое, а трава? Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? Что такое Москва, Петропавловск — Камчатский, Хабаровск? Какие виды транспорта ты знаешь? Чем весна отличается от осени? На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? Для чего нужны автомобилю тормоза? Что общего между белкой и кошкой? Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?».

Игра «А в школе…»
Цель: Повышение школьной компетенции.
Взрослый начинает предложение, а дети его заканчивают. «В детском саду – воспитатель, а в школе… В детском саду вас называют детьми, а в школе…В детском саду – столы, а в школе… В детском саду – группы, а в школе… В детском саду – занятия, а в школе… В детском саду главная – заведующая, а в школе… В детском саду вы играете, а в школе…»

Упражнения, способствующие развитию внимания «Лабиринты», игры-головоломки Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете.

Упражнения, способствующие развитию мышления «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого, противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.«Поиск общего», например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор:
«Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например, листок-книга, книга-библиотека.

Упражнения, способствующие развитию памяти «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый
называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку,а ребенок должен ее найти.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
Упражнения, способствующие развитию восприятия «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
«Как пройти к зайке». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Найди отличия». Учить находить отличия в похожих предметах.
«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
«Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Коммуникативные предпосылки УУД – это владение дошкольником приемами и навыками общения, как со сверстниками, так и с взрослыми;
способность к установлению дружеских отношений; способность учитывать точку зрения, позицию, мнение другого и заявлять о своем мнении, мыслях;
готовность к коллективным формам деятельности, к сотрудничеству; умение решать конфликты мирным путем.

Игры для развития коммуникативных качеств

Игра «Изобрази пословицу»
Цель: Развитие умения использовать невербальные средства общения.
Предложите ребенку изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»
«Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты»
«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»
«Как аукнется, так и откликнется»

Игра «Разговор через стекло»
Цель: Развитие мимики и жестов.
Ребенок и взрослый становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному нужно будет показать (например, «Ты
забыл надеть шапку», «Мне холодно», 2Я хочу пить…»), а другому отгадать то, что он увидел.

Игра «Закорючка»
Цель: Развитие уважения в общении. Учитывать интересы других детей.
В игре принимают участие несколько членов семьи. Родитель предлагает ребенку волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует
на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока
новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Игра «Пойми меня»
Цель: Развитие умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок придумывает речь из 4-5 предложений. Взрослый должен догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1! – старт!» (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Игра «Без маски»
Цель: Развитие умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
В эту игру можно играть всей семьей. Перед началом игры взрослый говорит о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам. Все участники садятся в круг. Ребенок без подготовки продолжает высказывание, начатое взрослым. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;
«Особенно мне не нравится, когда…»;
«Однажды меня очень напугало то, что…»;
«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»
Цель: Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Ребенок представляет, что его пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. Взрослый предлагает ребенку превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»
Цель: Развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Взрослый называет предложения, а ребенок должен оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если он согласен, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Игра «Давай поговорим»
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами:
«Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким либо причинам, признаться. Игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Взаимосвязь целевых ориентиров и предпосылок к УУД скачать >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *