Как выбрать педагогические технологии для работы с детьми по ФГОС ДО? Карта педагогических технологий

карта педагогических технологий
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОГДА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей:

  • развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные
процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах

В специально организованных формах физкультурно
оздоровительной работы: на занятиях по ФИЗО; в
динамических паузах на занятиях по другим
направлениям развития; подвижных и спортивных
играх; пальчиковой и дыхательной гимнастике,
гимнастике для глаз, утренней гимнастике и
гимнастики пробуждения. На занятиях и прогулках, в
режимные моменты и в свободной деятельности детей,
в ходе педагогического взаимодействия взрослого с
ребенком и др.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Направлены:

  • на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
  • накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
  • формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения, оказания элементарной самопомощи
В процессе физкультурных занятий, занятий «Уроки
здоровья», проблемно-игровых тренингах, конкурсах,
викторинах, в том числе с участием родителей, семейных
мероприятий
КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОГДА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ
Направлены на решение имеющихся проблем в физическом развитии и здоровье детей.

РЕАЛИЗУЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ:

  • арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии;
  • волновых технологий;
  • психогимнастики;
  • фонетической ритмики;
  • развития у детей навыков оказания элементарной самопомощи в ситуациях, которые представляют определенный риск для здоровья (например, для детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями, аллергодерматозами)
В ходе циклов занятий по отдельным направлениям,
которые проводят специалисты с соответствующей
подготовкой и квалификацией
ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы:

  • создание РППС;
  • позиция воспитателей;
  • разнообразные формы организации образовательного процесса.

Примечание. В данном случае – это пример построения работы по поддержке инициативы детей в познавательном развитии

В разных формах совместной деятельности педагогов и
детей (в том числе занятиях), в организации
самостоятельной деятельности воспитанников
ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ»
Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы. В шесть этапов:

Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную деятельность.

Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности.

Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация). Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не
смогли?» педагог помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка, то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая
цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.

Этап 4. «Открытие». На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности.

Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях).

Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили
ее добиться.

Используется на любых занятиях по всем направлениям
развития детей – социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно
эстетическому, физическому, а также в иных формах
организации образовательного процесса –
коллекционировании (в случаях, когда необходима
классификация экспонатов, элементов коллекции),
реализации проектов, решении ситуативных задач и др.
ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ «ОТКРОЙ СЕБЯ»
Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой:

  • научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи;
  • научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;
  • сформировать навык коллективно-распределенной деятельности;
  • развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;
  • воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов;
  • развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и
    взрослыми для достижения задуманного результата
В различных формах совместной деятельности педагога
и детей (в том числе занятиях), при реализации детских
проектов, в моделировании и коллекционировании при
необходимости организации совместной работы,
культурной дискуссии, конструктивного взаимодействия
ТЕХНОЛОГИЯ «ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ»
Направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей. В различных формах взаимодействия педагога с детьми,
во взаимодействии детского сада с семьей,
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОГДА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ
Преодоление детских страхов; воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения; развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и
конструктивному сотрудничеству; формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки
в условиях семейного воспитания
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХНОЛОГИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Включат шесть основных этапов:

  • формулировка проблемы;
  • выдвижение предположений, гипотез;
  • проверка гипотез;
  • фиксация результатов;
  • вывод;
  • вопросы детей, ответы педагогов.

Количество всех шести этапов – обязательно, их последовательность – может изменяться

При организации наблюдений и поисковой
деятельности, при проведении элементарных опытов
(кратковременных и долгосрочных, опытов
доказательств и опытов исследований,
демонстрационных и лабораторных), в том числе в
самостоятельном детском экспериментировании
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОГДА МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ
Тематический образовательный проект в детском саду – определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который:

  • требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы
    в процессе разнообразных детских деятельностей;
  • предусматривает активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей; базируется на инициативе детей;
  • включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую.

Включает пять этапов:

Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности.

Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости привлекает родителей.

Этап 3. Реализация запланированных мероприятий.

Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего
для всей группы тематического образовательного проекта.

Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта

В образовательном процессе детского сада, во
взаимодействии с семьями воспитанников (детско
родительские проекты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *