У вас есть опыт работы по какой-либо педагогической проблеме, и вы решили передать его коллегам? Проведите мастер-класс. Но обращаться к профессиональной аудитории стоит только после того, как вы уверенно овладеете материалом. Прежде чем представить свои наработки, ознакомьтесь с правилами проведения мастер-класса. Помните о культуре педагога, стиле общения с аудиторией, и у вас все получится.
Современный коллектив детского сада – это коллектив единомышленников, который стремится к повышению профессионального мастерства и компетентности всех участников образовательного процесса. В каждом коллективе есть педагоги-новаторы, которые готовы транслировать свой опыт, знания и умения. Одна из форм эффективного взаимодействия педагогов – мастер-класс.
«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников». Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.
Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт и кто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо педагогической проблемой, изучил теорию и практику вопроса.
Мастер-класс для специалистов – педагогов дошкольного образования – проводит педагог- мастер. Его основная задача не просто сообщить информацию, а передать способы деятельности.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства
и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер- классе. Такой подход и является интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
- теоретическую часть;
- показ или демонстрацию технологии процесса;
- практическую часть – создание продукта;
- презентацию продукта (афиширование);
- выводы (рефлексию).
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему, педагог-мастер:
- определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
- представляет участникам мастер-класса технологию;
- формирует рабочие творческие группы;
- организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
- предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
- Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т.д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
- Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
- Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
- Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
- Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
- Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
- Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.
- Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
- Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер- классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.
- Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте поблагодарить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.