Консультация для родителей детей 4-5 лет «Играем-речь развиваем»

Играем-речь развиваем

Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы,
или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.

Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.
Характеризуя речь детей от шести до семи лет в норме, нужно отметить, что словарь ребенка увеличивается до 3000-5000 слов. Но их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, когда ребенок вкладывает в них свой смысл.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:

  • звукопроизношение (может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков: замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление
    звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
  • фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.
  • фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.
  • лексико-грамматическое развитие — наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребенка к школе.

Игры, позволяющие научить ребенка прислушиваться и узнавать неречевые звуки.

Игра «Что ты слышишь?».

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки.
Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребенок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Шумящие мешочки».

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Где позвонили?»

Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет.
Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

Игра «Что, где, как?»

Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

Игра «Угадай, что звучит».

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.

Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребенка к обучению в школе.

Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы общего типа школу. У нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.

Появляющиеся в начальных классах нарушения письма рассматриваются как результат недоразвития устной речи ребенка.

Чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, грамотно писал, ему необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Для этого необходимо развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка):

  • различение гласных – согласных звуков;
  • различение звонких- глухих, твердых-мягких звуков;
  • различение порядка звуков в слове

Кроме того, ребенку необходимо интенсивно развивать словарь и овладеть правильным звукопроизношением.

Родители должны всегда помнить, что учиться — играя вместе, всегда веселее!

Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».

Взрослый читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

  • Жучка будку (булку) не доела;Неохота, надоело.
  • Ехал дядя без жилета (билета)
    Заплатил он штраф за это.
  • Тает снег, течет ручей.
    На ветвях полно врачей (грачей) .
  • Мама с бочками (дочками) пошла
    По дороге вдоль села.
  • На поляне весной
    Вырос зуб (дуб) молодой.
  • Сели в ложку (лодку) и — айда! По реке туда-сюда.

Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

  • Под землею не размокла вся оранжевая… (свекла)
  • Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)
  • В огороде до сих пор под землею… (помидор)
  • Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)
  • Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
  • Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)

Игра «Сколько звуков».

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Отгадай слово».

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).

Игра «Доскажи словечко».

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

  • На ветке не птичка –
    Зверек – невеличка.
    Мех теплый, как грелка.
    Кто же это? (белка)
  • Ты не бойся.
    Это (гусь)
    Я сама его боюсь.
  • Роет землю старый (крот).
    Под землею он живет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *